Под личностным ростом обычно подразумевается всесторонний процесс расширения внутренней свободы человека – самоактуализация личности.
Следствием самоактуализации является:
– чувство глубокой уверенности в себе;
– непосредственность и естественность поведения;
– глубокое принятие себя и реальности "такой, как она есть";
– рост толерантности (терпимости к чужим убеждениям);
– преодоление зависимости от социальной среды, чужих мнений и текущих этических представлений;
– стремление к новизне и открытость новому жизненному опыту;
– нейтрализация доминирующей функции психики Супер–Эго;
– рост общей креативности (творческих способностей);
– переход от иерархического типа взаимоотношений к комплементарному (взаимодополняющему).
Актуализация необходима людям, ставящим перед собой серьезные жизненные цели, и желающим их достигнуть. Процесс актуализации непосредственно предполагает глубокую систематическую работу над собой как на психическом, так и на ментальном (умственном) уровнях. Для этого необходимы достаточная мотивация и способность к рефлексии. Рефлексия – это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Само понятие "личностный рост", определяется как целенаправленная работа над совершенствованием своих личностных качеств и включает самопознание, самопобуждение, программирование личностного развития и самореализацию. Практика Дзен наилучшим образом помогает достичь своего аутентичного состояния, состояния «здесь и сейчас», без которых личностный рост просто невозможен.
ДЗЕН* – это способ ощутить свою естественную природу, течение и желания своей души. Стать самим собой, чтобы быть самим собой каждый день – цель усилий при личностном росте. У каждого человека есть способности, данные ему природой при рождении. Это вовсе не обязательно способности к какой-то профессии или умению что-либо делать в обычном смысле. Это может быть способность чувствовать, осознавать, понимать и впитывать, которую без понимания своей природы человек не хочет или не может проявить, как бы проживая чужую для себя жизнь. Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать, как каким-то устойчивым состоянием каждого дня. Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу». Просветление – это не состояние. Это способность ощутить то, к чему рождена душа каждого человека. Это ощущение очень индивидуально, и не поддаётся никаким формулировкам. Слова сразу же искажают те чувства, которые мы пытаемся словами выразить или передать другому человеку. Это похоже на изменение свойств микрочастиц в квантовой механике при появлении наблюдателя за ними. Кроме того, путь к видению собственной природы – для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта, знаний и представлений. Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа. Эти слова должны помочь практикующему дзэн не подменять свою природу механическим выполнением какой-то практики или идеи. Учителя (психологи в том числе) и книги – лишь помогают человеку понять свою природу и облегчают возможность сравнить свой опыт с опытом других людей, но ни при каких обстоятельствах они не могут быть высшим авторитетом для человека. Поэтому профессионалов-психологов не стоит позиционировать как гуру. Психолог-гуру – это профессиональный нонсенс. Психолог – это обученный специалист в данной области, помогающий вам найти себя и своё место в жизни и социуме.
*Дзен – это японская традиция. Исторически дзен – это продолжение и переработка великого учения Чань, возникшего на 500 лет раньше в Китае. Основоположником Чань был Бодхидхарма, буддийский монах, в VI веке н.э. пришедший из Индии в Китай – 28-й патриарх буддизма и первый патриарх Чань (Дзен).