Карл Густав Юнг* в своей аналитической психологии ушел от главной идеи психоанализа, что мы постоянно боремся с животной частью себя. Его деление психики идет тоже в глубь, но там находится КБ — коллективное бессознательное. А блоки такие: Я – ЛБ – КБ (бессознательное Юнг поделил на Личное и Коллективное).
Понятие коллективного или надличного бессознательного (КБ) – одна из наиболее оригинальных и спорных теорий психологии на данный момент. Большинство людей используют его чуть ли не мистическим ярлыком, хотя Юнг изначально подчеркивал, что это не совсем так. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всех (не только людей), кто жил до нас. В его основе повторяющиеся переживания многих поколений. Они выступают как предрасположенности, заставляющие нас реагировать на мир определенным образом.
На КБ вырастают Я, ЛБ и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути, определяется КБ! Структурные компоненты КБ — архетипы. Главным мотиватором любого человека являются силы из глубины истории — силы архетипов (синонимы: доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие стереотипы, когнитивные инварианты).
Юнг и его сотрудники проделали гигантскую работу по выявлению архетипов в религиозных представлениях, мифах и сновидениях. Архетипы (термин существовал и раньше, хотя был малоизвестен) — первичные психические образы (структура без формы): универсальный для всех людей способ воспринимать и реагировать на что-то. Например, архетип матери создаёт восприятие матери как матери. Повзрослев, девочка будет вести себя как мать посредством этого архетипа. Юнг любил сравнивать архетип с руслом реки, которое медленно формировалось в течение тысячелетий.
Архетипов много и они имеют иерархические уровни. Некоторые из тех, что были выявлены – архетипы Я, развития, рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, мужчины, женщины, Бога, мудрого старца, матери-земли, и т.д.
Архетипы провоцируют повторение одних и тех же переживаний у разных людей. Архетипы описаны в мифах. Так как мифы повествуют о человеческих конфликтах, Юнг получил возможность понимать конфликты, переживаемые его пациентами.
Очень важен архетип Самости. Юнг первый предложил идею развития личности (процесс, названый индивидуацией) как интеграции (гармоничного сочетания) в себе противодействующих сил/качеств на протяжении всей жизни. Самость — архетип порядка, переплетение противоположностей и целостности, который определяет идеальный вариант такого процесса. Самость — центр личности, вокруг которого стабильно группируются все остальные системы. Задаёт личность как во времени (развитие) так и вне его (структура). Символ — мандала. Самость — это цель жизни, цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Выражения архетипа самости — образ Христа или Будды. Самость вызывает чувство трепета перед великим.
Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуацию (осознание себя, специализация). Потерянное от самости (вытесненное) в процессе компромиссов развития обычно можно определить через зависть [внешний конфликт] к кому-то или настойчивое отрицание [внутренний конфликт] чего-то в себе. Проекция (бессознательный автоматический процесс) — как в зеркало: прикрепляем вытесненные части себя к чертам других людей и начинаем ощущать возникающие эмоции.
Личное бессознательное (ЛБ, Фрейд называл его просто бессознательным) состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. В ЛБ существуют различные комплексы.
Я – это сознающий ум и память: отвечает за чувство «себя» и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. По Юнгу, рост сознания — это всегда героическое усилие индивида, старающегося преодолеть жесткие рамки того, что все остальные считают уже известным. Сознание учится всё более быстрому распознаванию, узнаванию.
Маска (persona) – это публичная личина, которую человек надевает в ответ на требования социальных условностей и традиций. Если, как это часто случается, Я отождествляется с маской, индивид сознает в большей мере не свои реальные чувства, а ту роль, которую играет. В некоторых аспектах маска напоминает Сверх-Я по Фрейду. Архетип Тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Пока человек не поймёт, что тень это тоже часть его, то ассоциирует её с врагом или злом. В некоторых аспектах тень напоминает ОНО по Фрейду.
Кроме того, если человек «сросся» со своей маской, то отброшенные им части себя попадают в тень.
Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный архетип в женщине – Анимус. Действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить. Символ – инь/ян. Объединяясь, мужчины и женщины, тем не менее, являются непримиримыми противоположностями.
Через проекцию данного архитипа мы влюбляемся (и так больше узнаём о других и о себе) — тщетно ищем партнеров, которые наиболее близко соответствуют внутренней персонификации идеала. Когда видим, как за проекцией проступает реальный человек, нам гораздо легче порвать с ним и подождать «новой влюбленности», чем начать узнавать кто он.
Стадии развития по Юнгу — полное формирования Эго (минимальное использование Маски), потом интеграция Тени, потом интеграция Анимы/Анимуса и в идеале замена Эго Самостью (Бог внутри нас).